асcоциация граждан и организаций
по содействию развитию
корпоративного образования

8 апреля 2016
Людмила Егорова: «Единые требования, установленные Уровнями квалификации, должны быть конкретизированы с учетом специфических особенностей отрасли»

— Каким вы видите развитие системы профессиональных квалификаций в РФ?

Наблюдаемое в последнее время в российской экономике внедрение быстро меняющихся технологий и появление новых технологических направлений, требуют постоянного обновления профессиональных компетенций. Обучение в течение всей жизни становится ключевым аспектом успешной профессиональной деятельности.

Компетенции, сформированные в процессе непрерывного образования, которое может быть получено не только в образовательных организациях, но и на производстве, требуют подтверждения. Возникает необходимость принципиальных изменений в российской системе профессиональных квалификаций.

Указом Президента России был запущен процесс разработки профессиональных стандартов. Для этого были установлены Уровни квалификаций, которые, по сути, представляли собой Национальную рамку квалификаций. Она служит для обобщенного описания квалификационных уровней и основных путей их достижения и используется как инструмент сопряжения сфер труда и образования.

Для решения вопросов, связанных с развитием национальной системы квалификаций, в 2014 году был создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, а затем и отраслевые советы по профессиональным квалификациям.

Анализ первого опыта разработки профессиональных стандартов выявил проблемы, имеющие системный характер и касающиеся отсутствия единой терминологии и единого понятийного аппарата, применяемых в профессиональной сфере и в образовании. Кроме того, разработчики использовали разные подходы — одна часть профессиональных стандартов была разработана на вид деятельности, другая часть — на профессию. Это произошло отчасти и потому, что на момент начала разработки профессиональных стандартов не был проведен анализ потребности отрасли в профессиональных стандартах. Не было определено необходимое количество стандартов для конкретного отраслевого поля.

Единые требования, установленные Уровнями квалификации, должны быть конкретизированы с учетом специфических особенностей отрасли. Появляется необходимость в разработке отраслевых рамок квалификаций, в которых кроме показателей Национальной рамки квалификаций содержатся и другие значимые для конкретной отрасли показатели. Сегодня это следующий этап развития системы профессиональных квалификаций.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разрабатывались как «рамочные», поэтому учет требований профессиональных стандартов целесообразно перенести на уровень примерных основных профессиональных программ и, в большей степени, основных профессиональных образовательных программ. Тогда задачей отраслевых советов по профессиональным квалификациям становится организация независимой оценки качества подготовки путем профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Для подтверждения уровня квалификации работников отраслевые советы по профессиональным квалификациям разрабатывают систему независимой оценки квалификации работников в центрах оценки квалификаций.

Поделиться новостью
последние новости: